На разведку в Ла-Рошель

Изначально поездка во Францию планировалась на лето этого года. Однако, получив приглашение посетить наших испанских друзей в апреле, я не смог отказать себе в этом удовольствии. Авиамаршрут проходил через Париж, и не остановиться на несколько дней ещё и во Франции было бы неразумно. Итак, десять дней поездки распределились следующим образом: 10 апреля к обеду я приехал в Испанию, 15 апреля — поздно вечером прилетел в Париж, 17 апреля — рано утром уехал в Ла-Рошель, откуда вернулся 18 апреля. Вечером следующего дня я был уже дома.

Баракальдо

Первый пункт назначения — город Баракальдо на севере Испании, находящийся на территории страны Басков. Город расположен в гористой местности, что делает удивительные природные пейзажи его окрестностей ещё более сказочными. Поймав такси на выходе из (почти безлюдного) аэропорта города Бильбао, я поехал в гостиницу. Все двадцать минут дороги любовался красотами местной флоры и фауны — недаром говорят, что баскские земли — один из самых красивых регионов Испании и Франции. Несмотря на то, что уточнённый ещё в Москве прогноз погоды был благоприятным, куртка и зонт не зря занимали место в чемодане: несколько первых дней были довольно прохладными, а в день приезда шёл мелкий, изредка прекращающийся, весьма неприятный дождик. Лишь в последние пару дней выглянуло по-настоящему летнее солнышко (пригодился бы крем от загара). Говорят, подобные капризы погоды здесь — типичное явление.

Немного отдохнув в гостинице, я отправился изучать окрестности. Сам Баракальдо следует назвать скорее населённым пунктом, нежели городом — в первый же день я обошёл его половину (по периметру). Не буду описывать сам город — некоторое впечатление можно получить, посмотрев фотографии ниже, а также взглянув на город сверху в Google Earth. Всё довольно типично для маленького городка: дома, мелкие офисы и небольшие частные магазинчики — в центре, крупные торговые центры — на окраине. Отмечу, что воздух в городе наполнен необычными ароматами, и если на окраине они имеют очевидно растительное происхождение, то в центре их источник остался для меня загадкой (хотя есть некоторые предположения). Любителям природы рекомендую заглянуть в местный ботанический сад, прогуляться по парку Бенголеа и пройти вдоль берега водохранилища Горостиса.

Воспользовавшись метро (удивительно тихим по сравнению с московским), из Баракальдо легко добраться до Бильбао. Доехав, например, до станции Мойюа (Moyua) и пройдя пешочком минут семь-десять, можно полюбоваться на большого цветочного щенка Джеффа Кунса, расположенного перед входом в музей современного искусства Гуггенхайма. Обойдя музей и спустившись к воде, можно увидеть скульптуру большого паука Луизы Буржуа. При наличии времени, конечно, стоит зайти и в сам музей.


Париж и его окрестности

На этом закончим краткий рассказ об Испании и переместимся во Францию. Путь от Бильбао до Парижа на небольшом самолётике CRJ 700 занимает около сорока минут, так что вылетев из Бильбао после лёгкого ужина, уже в десять часов вечера я вышел из терминала 2G аэропорта Шарля де Голля в Париже. Согласно предварительным договорённостям я должен был остановиться у друзей в самом Париже, в минутах двадцати ходьбы от Эйфелевой башни (что с туристической точки зрения было бы весьма привлекательным). Но по определённым причинам планы резко изменились, и из аэропорта мы поехали в парижский пригород, в городок Лиме. Прибыв на место, слегка перекусив и немного прогулявшись по территории дачи друзей, я лёг спать — завтра утром в Париж.

Итак, утром следующего дня я был уже в Париже. Было принято решение на первый раз ограничиться лишь внешним осмотром: маршрут пролегал от станции метро «Rue de la Pompe» к Эйфелевой башне, затем через Марсово поле к Военной школе и далее к Музею армии. Перейдя по мосту Александра III на другую сторону Сены, попадаем на знаменитые Елисейские поля. Видимо, выходной день — не самое удачное время для прогулок по этой улице: она переполнена не только туристами, но и местными жителями весьма странной наружности, но вполне определённых занятий, заключающихся в выманивании денег у туристов.

Дойдя до Триумфальной арки, я свернул в сторону вокзала Сен-Лазар и, бродя по небольшим улочкам и изредка поглядывая на GPS-навигатор, продолжил осмотр той части города, что не переполнена туристами. Описывать город не имеет, конечно, большого смысла — его нужно видеть своими глазами. Но несколько фотографий представлено ниже. Примерно через три часа прогулок я дошёл до конечной точки маршрута — вокзала Сен-Лазар, откуда мне предстояло доехать до дома на электричке. Внимательно ознакомившись с расписанием, купив в автомате билет до нужной мне станции за 7,60 € и провалидировав его (не забывайте валидировать билеты!) на платформе, я сел в электричку и уже через час был на своей станции — Мант-ла-Жоли.


Приехав на вокзал, прогулочным шагом я отправился домой, следуя подсказкам GPS-навигатора. Дорога заняла около часа: от вокзала города Мант-ла-Жоли мимо невысоких домиков, небольших магазинчиков и ярмарки через мост Пон-Нёф на другой берег Сены, в город Лиме. Побродив по маленьким улочкам этого городка, через минут тридцать я был уже дома. После небольшого отдыха и общения с местной фауной («Бе-е-е!»), мы съездили в Карфур (супермаркет), заехав на обратном пути на вокзал, чтобы уточнить расписание поездов на завтра — в 10:45 следующего дня с вокзала Монпарнас уходил мой поезд в Ла-Рошель, и опоздать на него было бы недопустимой оплошностью. Внимательно ознакомившись с расписанием (что было не так трудно, несмотря на моё невладение французским языком и полное отсутствие каких-либо указаний на английском), выяснилось, что до Монпарнаса в 8:40 отправляется прямой поезд (не надо ехать транзитом через Сен-Лазар). Записав, на всякий случай, время отправления других, менее удобных для меня поездов, мы вернулись домой. Вкусно поужинав купленной в Карфуре новозеландской (как потом выяснилось) бараниной и собрав в рюкзак минимум необходимых мне в Ла-Рошели вещей, я продолжил изучение окрестностей.


Ла-Рошель и форт Байяр

Утром следующего дня за пятнадцать минут до отправления моего поезда я прибыл на вокзал Мант-ла-Жоли, купил билет за те же 7,60 € (билет я честно провалидировал, но его так никто и не проверил) и, любуясь парижским пригородом, через час прибыл на вокзал Монпарнас. Отыскав на табло свой поезд и убедившись в том, что он всё ещё значится в расписании (с периодическими забастовсками французских транспортников всякое может быть), я отправился в крытый зал ожидания — на улице в столь ранний час было довольно прохладно. За двадцать-тридцать минут до отправления поезда была объявлена посадка, и я пошёл искать свой вагон. Номера вагонов указаны на неприметных жидкокристаллических дисплеях, так что их сразу можно и не заметить (в случае каких-либо затруднений обращайтесь за помощью к сотрудникам вокзала на перроне). Ровно в 10:45 поезд тронулся, и менее чем через три часа, в 13:35, я прибыл на вокзал Ла-Рошели. Дорога в целом была довольно скучной — поля, поля, поля, — но изредка попадались удивительно красивые места.

Поскольку катамаран «Kapalouest» отплывал, как предполагалось, в 14:00, времени на то, чтобы оставить вещи в гостинице не было (к тому же и вещей было мало), и, выйдя из здания вокзала, я сразу же побежал на пристань. Домик «Kapalouest» нашёлся без труда, но к некоторому моему удивлению он оказался… наглухо закрыт. Видимо, в апреле поток туристов не такой большой, и гонять катамаран к форту ежедневно нет смысла. Подождав несколько минут и убедившись, что киоск действительно закрыт, я отправился искать другие способы добраться до форта (заранее было выяснено, что такие способы есть). Обойдя Старый Порт, что заняло около десяти минут неспешным шагом, я, к моему счастью, увидел несколько кораблей с крупными надписями «FORT BOYARD», которые и доставляли путешественников к форту. На пристани было несколько киосков, где все желающие могли купить (в том числе и с помощью кредитной карты) билеты на морские прогулки, длительность и цены которых варьировались в зависимости от маршрута. Ознакомившись с предлагаемыми вариантами, я выбрал минимальную программу (маршрут которой женщина-продавец билетов любезно объяснила мне по-английски), и через минут двадцать, в 14:30, наш корабль вышел из порта Ла-Рошели.

От Старого Порта до форта — около двадцати километров, так что дорога занимает около получаса. По пути вдали можно увидеть знаменитый трёхкилометровый мост к острову Рэ, а также очертания самих островов — Рэ, Экса и Олерона, рассмотреть которые сколько-нибудь детально с такого большого расстояния, конечно, невозможно. Судно подплывает к форту довольно близко — на 100–150 метров (что, вообще говоря, несколько нарушает правила департамента, которые запрещают приближаться к форту ближе, чем на 500 метров), так что даже невооружённым глазом форт можно подробно рассмотреть. Как многие отмечают, в действительности форт кажется несколько меньшим, чем на экране телевизора. Сделав несколько кругов вокруг крепости, наш корабль встал на обратный курс. Через минут сорок мы вошли в порт — главная цель посещения портового города выполнена.





Прогулявшись по набережной, я отправился в гостиницу, чтобы оставить вещи, перекусить и немного отдохнуть. Забегая вперёд, скажу, что гостиница оказалась не очень удачной: за стеной каждые пять минут включался какой-то шумный агрерат, нарушая ларошельский покой. Выйдя из гостиницы, я отправился в городской парк Шаррюйе, заглянув по пути на площадь Верден (являющуюся начальной и конечной точкой многих автобусных маршрутов города). Частью парка является небольшой зоопарк, населённый в основном птицами и парнокопытными. После парка я двинулся в сторону острова Рэ. Первоначальную задумку — дойти до местного аэропорта и выяснить, есть ли вертолётные туры к форту Байяр (по время морской прогулки к форту несколько раз пролетал вертолёт, явно туристический) — в первый день реализовать не удалось, поскольку расстояние оказалось довольно большим, и на полпути я решил вернуться назад. Вечер я провёл в районе Старого Порта.

На следующий день было принято решение все-таки добраться до аэропорта (конечно, пешком, чтобы заодно посмотреть город) в некоторой надежде полетать над фортом на вертолёте, хотя с утра никаких вертолётов над городом видно не было, и шансы были весьма призрачными. Несмотря на помощь GPS-навигатора, по дороге я сделал лишний километровый крюк, так что общая протяжённость маршрута составила около семи километров. Стоит ли говорить, что никаких вертолётных экскурсий в аэропорте я не обнаружил, как и людей вообще. Лишь в главном здании аэропорта сидели два бармена, которые заявили, что ни о каких вертолётах ничего не знают. Обойдя офисы местных лётных школ (которых там оказалось весьма много) и также не обнаружив там людей, пришлось возвращаться в порт не на вертолёте ;), а на автобусе. Водитель, не говорящий по-английски, быстро понял, что мне нужно доехать до площади Верден, и сам любезно отсчитал нужную сумму за билетик из протянутой на руке мелочи.

По возвращении в порт у меня была ещё масса свободного времени, поэтому было решено сплавать к форту ещё раз, но другой компанией. Программа заплыва оказалась чуть более расширенной, с заходом на остров Экс (по предварительной договорённости можно было высадиться на острове). Заплыв же вокруг самого форта в этот раз оказался чуть менее зрелищным — в форте начались работы (был понедельник), и все суда проходили на значительно большем расстоянии. Вернувшись в порт, у меня ещё оставалось время, которое было потрачено на изучение близлежащих окрестностей вокзала. К шести часам я вернулся на вокзал, и ровно в 18:30 наш поезд отправился в Париж. На этом первая поездка в Ла-Рошель успешно завершилась.


Возвращение в Париж

Сделав несколько промежуточных остановок, наш высокоскоростной состав в 21:45 прибыл в Париж, на вокзал Монпарнас. Пересев в парижское метро и проехав по 13ой линии несколько станций, я перебрался на вокзал Сен-Лазар, купил билет на электричку и буквально на последней минуте вскочил в состав. Делалось всё в большой спешке (чтобы ждать следующую электричку время было и без того позднее), поэтому провалидировать билет я забыл. На моё счастье его и в этот раз никто не проверил. Но надеяться на это не стоит — штраф за безбилетный проезд составляет порядка 80 €. В первом часу ночи я наконец прибыл в Мант-ла-Жоли, и после встречи на вокзале через десять минут мы были уже дома.

Утро следующего дня также было посвящено изучению окрестностей, а в обед, следуя указателям на автостраде, мы выехали в Париж, в аэропорт Шарля де Голля. Пройдя паспортный контроль, в ожидании рейса побродил по терминалу, жуя белый Tobleron, который я, не удержавшись, купил в Duty Free. ;) Наконец подошло время посадки, и через несколько часов наш Боинг мягко приземлился в Шереметьево 2. Не выходя из здания аэропорта, сразу понимаешь, что попал в Россию — в очереди на паспортный контроль я стоял минут тридцать, над лентами с багажом не висело вообще никаких указателей, а свой чемодан я получил со сломанной ручкой. Впрочем, все эти мелочи никак не испортили замечательные впечатления от этой поездки в Европу.


В заключение выражаю огромную благодарность Павлу Владимировичу за помощь в организации поездки во Францию, а также Владимиру Алексеевичу и его супруге за тёплый приём в Лиме. Поездка была частично поддержана Федеральным агентством по науке и инновациям.

Женя



Наверх